Полузащитник Артём Тимофеев — не самая медийная фигура в нынешнем «Локо». Опытный опорник крайне редко общается с прессой, при этом каждый раз, выходя на поле на любое отведённое ему время, борется до конца и полностью отдаёт себя футболу, подавая яркий пример молодёжи. Перед встречей с «Ахматом», в составе которого полузащитник отыграл почти четыре сезона, мы побеседовали с Артёмом — получилось интересное и откровенное интервью. Полная версия разговора доступна в клубном предматчевом журнале «Наш Локо».
— Вы очень редко даёте интервью. С чем это связано?
— Нет какой-то конкретной причины. Просто не люблю ничего афишировать. Молча играю. Я не особо медийный футболист, да и в больших интервью зачастую много одинаковых вопросов, на которые можно найти ответы.
— В одном из интервью вы говорили, что самые тяжёлые сборы в карьере были при Массимо Каррере. У Михаила Галактионова сложнее?
— Если брать в совокупности все три сбора, то примерно одинаково. Если взять какой-то один сбор с самой большой нагрузкой, то, пожалуй, у Карреры. В «Локомотиве» нам хотя бы давали паузы для восстановления: два дня потренировался на максимум, а третий — чуть легче. А там всё шло подряд, было сложно с этой точки зрения. По отдельным тренировкам… На одной из них в ОАЭ недавно я чуть не умер (смеётся).
— Как эти сборы прошли лично для вас?
— Хорошо. Слава богу, без травм. За последние года три-четыре я каждый раз вылетал зимой как минимум на один сбор. Сейчас обошлось без этого, не пропустил ни одного дня, ни одной тренировки.

— С чем связываете, что раньше получали травмы на сборах?
— Честно, не знаю. Возможно, меньше времени уделял профилактике мышц. Колено тоже стало меньше болеть.
— Все клубы РПЛ по-разному подошли к подготовке к возобновлению сезона. Мы прилетели в Москву в воскресенье, у нас 5 дней до матча. Например, московское «Динамо» осталось в Эмиратах и вернётся только к игре. Как лучше, на ваш взгляд?
— Лично для меня никакой разницы нет. Хорошо, что мы прилетели в Москву немного заранее, потому что я соскучился по дому, не был здесь с января.
— К разговору о доме. У вас много собак?
— Было три. К сожалению, одна из них умерла, пока мы находились на сборе. Ей было 10 лет, старенькая совсем. Очень жалко. Не хватает её.
Когда вернулся домой, те, кто остался, очень радостно меня встретили. Виляли хвостиками. Даже скулили немного. Очень соскучились.
— Чем вызвана такая любовь к животным?
— Когда был маленьким, у меня была собака. Люблю животных. Собаки — самые преданные существа. Преданнее, чем люди.
— Вернёмся к футболу. На сборах «Локомотив» провёл много товарищеских игр. Как их оцените?
— Каждый матч складывался по-своему, один лучше, другой хуже. В целом, все эти игры подготавливали нас к чемпионату. Мы многое из них вынесли — как хорошего, так и плохого. Без плохого нет хорошего. От этого никуда не деться, все ошибаются. Считаю, что провели сборы плодотворно, игры тоже. Уроки извлекли.
— Какой самый удачный матч был?
— По качеству самый хороший был с «Урарту». Конец второго сбора.

— А самый тяжёлый?
— Думаю, ребятам было тяжело с «Динамо». Утро, пекло, плюс это только вторые сутки после 4-дневного перерыва, были ещё не в оптимальной форме.
— Как оценишь степень готовности команды к рестарту?
— Точно о готовности сказать невозможно. Первые 3-4 игры после сборов всегда немного непонятные. Не знаешь, в каком состоянии ты, в каком состоянии соперник. Даже не знаешь, с кем лучше сыграть — с лидерами или с аутсайдерами. По ощущениям, мы готовы хорошо, как минимум — физически. В начале чемпионата увидим.
— Что в весеннем футболе выходит на первый план?
— Однозначно «физика», сто процентов. Не все поля у нас качественные. Наверное, у половины команд стадионы ещё должным образом не готовы. На сборах в ОАЭ, в Турции мы привыкаем, что поля хорошие, потом возвращаемся в Россию. Понятно, что в связи с погодными условиями у большинства идеального газона точно не будет. Такого качественного футбола, который мы показываем на сборах, не получится, и на первый план выходят физические качества, борьба, характер.
— Как проходили свободные дни на сборах, выходные? Чем занимались?
— Между первым и вторым сбором оставался в Абу-Даби. Играли в волейбол, отдыхали, просто гуляли. Кто-то ездил по торговым центрам. На второй сбор у меня супруга с ребёнком и с мамой приехали, время с ними проводил. Ничего необычного.
— Вы говорили, что любите смотреть фильмы. Это тоже основное развлечение в свободное время, не только на сборах?
— Да, но в последний год очень редко что-то смотрю. На сборах ни одного фильма, ни одной серии какого-либо сериала не посмотрел! Раньше, когда у нас все новинки показывали, мы с супругой старались каждую неделю что-то новое посмотреть. Сейчас кинотеатры стали посещать намного реже.
Раньше играл во что-то на компьютере, последний год тоже реже стал. Взял на сборы ноутбук, думал, буду играть. В первые два дня открыл его, посмотрел на экран, закрыл и убрал в рюкзак. Ничего особенного или интересного про свой досуг сказать не могу. Мой основной отдых — это семья.
— Не могу не спросить про «Ахмат». Для вас принципиально играть против бывшей команды?
— У меня нет принципиальности. Я ушёл оттуда хорошо, со всеми остался в отличных отношениях. Нет ни обиды, ни злости. Выйду играть так же, как и против других команд.

— Какие воспоминания остались от Грозного, от того периода карьеры?
— Впечатления только хорошие. Ничего плохого не могу сказать вообще. Все доброжелательные, все профессионалы. Ко мне все хорошо относились, начиная от руководства, заканчивая болельщиками. Ни одного конфликта даже не было за все эти годы. В целом, всё шло довольно ровненько, не было ни взлётов, ни падений. Понятно, что какие-то сезоны были лучше, какие-то хуже.
— Мы возобновляем сезон матчами против южных команд — «Динамо» Махачкала, «Ахмат». Это, скорее, хорошо?
— Так получается, что «Ахмат» для всех неудобный соперник. Когда я там играл, с другими ребятами тоже общались, никто не любит играть против грозненцев. Все бьются, кусаются, бодаются. Легко никому не бывает. И эта игра будет такой же.
— Вам всего 31, но вы самый возрастной в команде (моложе только два вратаря — Митрюшкин и Лантратов, которым по 29 — прим. fclm.ru). Как живётся с таким статусом?
— Вообще спокойно! С юмором к этому отношусь. Никто всерьёз это не воспринимает. Я чувствую себя уверенно. Чем могу, помогаю.
— В команде много молодых игроков. Они обращаются за советами?
— Да нет. Только какие-то игровые моменты. На поле слушают, когда подсказываю. Что я могу Батракову сказать? Он уже 10 забил, 10 отдал — больше, чем я за всю карьеру (смеётся).
— В команде вы уже полгода, но ещё в детстве могли оказаться в «Локомотиве». Какое отношение у вас сформировалось к «Локо» в течение карьеры? И какое оно сейчас?
— Хороший вопрос. Я рад, что оказался в «Локомотиве». Здесь дружный коллектив, хорошая атмосфера. Спустя долгое время я снова живу в Москве, это тоже немаловажный фактор.
Когда был ребёнком, меня приглашали из Саратова на просмотр в «Спартак», в «Локомотив», в Академию имени Коноплёва. Приехал к нам однажды домой селекционер из «Локо», привёз подарки. Я, естественно, в сторонке стоял, слушал, как родители с ним разговаривали. Потом отцу позвонили. По домашнему, но с трубкой, которая была не на проводе. Он отошёл в другую комнату, сказал, что по работе звонят. Потом селекционер ушёл, имя его не запомнил. И отец говорит: «Вот, из «Спартака» звонили. Приглашают на сборы в Сочи». Так я и оказался в «Спартаке».
— Как сложилась бы судьба, окажись вы в «Локомотиве» тогда?
— Никто никогда этого не узнает. В итоге меня через три года из «Спартака» отчислили. Неизвестно, как было бы в «Локомотиве». Может быть, я вырос бы и играл в первой команде, а, может, тоже отчислили. Даже об этом не думал. Все дороги ведут в «Локомотив», получается (смеётся).

— У вас была непростая футбольная юность, и «Спартак», и возвращение домой, и «Чертаново». Что помогало не сходить с пути?
— Наверное, мой характер. Если бы я не доказывал каждый раз сам себе, не бился, то и футболистом бы не стал. Каждый раз, начиная с детства, моё желание и стремление играть в футбол брало верх над всем. Это одна из главных черт даже сейчас. Я не выделяюсь какими-то уникальными качествами, просто отдаю себя на максимум: бьюсь, борюсь, бодаюсь, кусаюсь. Никогда не сдаюсь.
— После непростой юности вас и дальше преследовали сложности, были травмы — спина мучала, «кресты». Какой момент в карьере был самым тяжёлым?
— Когда порвал «кресты». До этой травмы я более-менее играл, начал выходить в первой команде, стал чаще появляться на поле, даже в стартовом составе. Сломался как раз перед Лигой чемпионов, были все шансы там сыграть. Это был самый сложный этап.
— Верите, что мы вернёмся с европейский футбол, а вы успеете его застать?
— Я надеюсь, что если буду до сорока играть… (смеётся). В ближайшее время это маловероятно. Наши молодые ребята это время зацепят, думаю. Дай бог кому-то из них уйти в Европу, в топ-клубы, чтобы и там сыграли в Лиге чемпионов, в больших турнирах. А именно в России в ближайшие три-четыре года этого не стоит ждать.
— Перед началом сезона «Локомотив» недооценивали, называли середняком. Сейчас отношение изменилось. На что наша команда способна? За счёт чего можем удивить этой весной?
— За счёт сплочённости. За счёт того, что каждый дорабатывает на любом участке поля. Нет такого, чтобы кто-то сказал: «Я в порядке, я делаю результат, поэтому не побегу». Все ребята отрабатывают от начала и до конца матча. Это наше главное качество. Плюс есть индивидуально сильные футболисты, которые могут решить эпизод. Если всё так же продолжим, то у нас хорошие шансы побороться за высокие места.
— В команде поговаривают, что главный соперник — не «Спартак», «Зенит» или «Краснодар», а мы сами. Согласны с этим?
— Сто процентов. Никто тебе не может помешать так, как ты сам. Нужно смотреть на себя, отталкиваться от своей игры и двигаться только вперёд.
— Опишите нашу команду. Какая она?
— Боевая, это точно. Хороший коллектив. Ребята друг за друга рвут глотки. И на сборах я это видел, и раньше. Никому не будет с нами просто. Какой будет результат — увидим.

— Вы успели поработать со множеством разных тренеров. Кто из них оставил наибольший след?
— Будет неочевидный ответ — это Дмитрий Иванович Гунько в «Спартаке». Я пришёл к нему в дубль совсем сырой. Он мне столько дал — и тактически, и физически, и технически, то есть во всех аспектах он мне очень сильно помог. Благодаря нему я очень сильно прибавил. Я в дубль пришёл буквально юнцом, а из него в первую команду попал уже будучи взрослым футболистом. И это был относительно небольшой промежуток, год — полтора.
У каждого тренера я чему-то учился. У всех по чуть-чуть. Без исключений.
— Михаил Михайлович Галактионов — какой он тренер?
— Требовательный. Не любит, когда халтурят. Ты можешь ошибаться, но если ты не работаешь, не бегаешь, играть ты не будешь.
— Где видите себя после «Локомотива»?
— Многие спрашивают, до какого возраста планирую играть в футбол. Хочу играть до 45! Смогу ли — это уже другой вопрос, много факторов: травмы, самочувствие. Я такой футболист, который показывает свою лучшую игру за счёт объёмов и работоспособности. Не факт, что через несколько лет я смогу давать такие же объёмы. Может, мой организм сдастся и скажет, что больше не может, не мучай себя, футбол, тренеров и пацанов, заканчивай. Такое же может быть. Поэтому на вопрос сложно ответить. Дай бог, чтобы не было травм, а там уже посмотрим.
— На вашей позиции в команде высокая конкуренция. Насколько вам комфортно в таких условиях?
— Для меня это хорошо. Конкуренция всегда даёт рост, кто бы что ни говорил. Кому-то это может не нравиться. В любом случае, ты стараешься быть лучше, чем твои конкуренты, и ты благодаря этому растёшь.
— Данила Годяев появился на вашей позиции: молодой игрок, новый для команды.
— Годяй — красавчик, честно. Вообще ничего плохого про него не могу сказать, только положительное. Он бьётся всегда. Что-то может не получаться, но он никогда не сдаётся. В России много талантливых футболистов, но если у них нет характера, то они потом потихоньку сходят на нет. А у Годяева характер есть. Такие футболисты всегда идут далеко.
— Уход Карпина из «Ростова» стал сюрпризом?
— Конечно! Как и для всех, я думаю. Возможно, у них была какая-то договорённость, я не знаю. Это была большая новость.
— Вы с ним тоже успели поработать вместе, хоть и недолго. Какой он для вас?
— Строгий, очень строгий. Наверное, это два разных тренера, с которым я тогда работал, и какой он сейчас. Карпин даже сам говорил, что сильно изменился, когда в Испанию уезжал. Мне нравились его требования, его стиль, хорошо с ним работалось.

— Истории про отказ от сладкого…
— Тоже были. Но тогда я мог позволить себе есть почти всё, мой вес от этого не менялся, был в норме. Сейчас уже совсем иначе слежу за питанием. Понимаю, что если я на выходных поем немного больше, чем следует, мне потом в казну придётся заносить (улыбается).
— Сладкое иногда себе позволяете?
— Конечно, обязательно! За счёт этого и толкаемся на поле.
— Есть ли у вас футбольная мечта?
— Всегда хотелось сыграть в Лиге чемпионов, услышать гимн вживую.
— Ещё давно вы говорили, что образцом игроков в центральной зоне считаете Хави, Иньесту, а если говорить про опорную зону, то Гаттузо. Кто сейчас в топе?
— Футбол очень сильно поменялся. Сложно кого-то выделить. Очень много стилей, есть более оборонительные, есть атакующие.
— Кто такой Артём Тимофеев? Как человек. Какой он?
— Судить не мне, со стороны виднее. Как чувствую изнутри — я не злой человек, это однозначно. А на поле я очень злой, могу ругаться очень сильно. В жизни я, наверное, даже слишком добрый. Я спокойный, но вспыльчивый. Могу быстро завестись, но быстро и остываю. С характером, скажем так. Думаю, это три главных качества.
— Вы раньше много путешествовали. В каких странах ещё хотели бы побывать?
— Я обычно езжу туда, куда хочет моя жена (улыбается). Она составляет маршруты для всех путешествий. Каждый раз, когда едем, мне всё очень нравится. Бывало, она предлагала множество разных вариантов, я отказывался. Но новые места ещё точно появятся.
Кстати, недавно мне попалось видео с места в Китае, где снимали «Аватар». Там очень красиво. Я даже ещё жене об этом не говорил! Из журнала узнает (улыбается). Возможно, было бы прикольно туда съездить.
— А из последних посещённых какая страна произвела наибольшее впечатление?
— В последнее время летали либо в Америку, либо на Мальдивы. На островах делать особо нечего, но иногда так и хочется отдохнуть — просто лечь и ничего не делать. Хотя жена выбирает те отели, где больше всего каких-то активностей. На экскурсии ездим, представления смотрим.

— Какую кухню предпочитаете?
— Домашнюю. Российскую. Любимое блюдо — борщ.
— Что слушаете?
— На телефоне музыку слушаю очень редко. В машине радио обычно. Предпочтения разные. Могу рэп, могу что-то сентиментальное. Что понравится, то и слушаю.
— Книги?
— Книги читаю редко. Это большой минус, на самом деле, надо чаще. Из последнего — «Шантарам» очень понравился.
— Традиционное послание для наших болельщиков.
— Хотел бы, чтобы приходили как можно чаще на наши матчи. Приглашаю всех на стадион. Мы, в свою очередь, постараемся каждый матч играть хорошо, показывать лучшие качества. И хотел бы попросить сильно не осуждать и не ругать нас, когда случаются плохие игры. К сожалению, это неизбежно, как бы вы и мы этого ни хотели. Мы всегда выкладываемся, всегда стараемся. Ждём на трибунах!