Это было 16 лет назад, когда только начался XXI век. «Локомотив» Юрия Семина после трех подряд серебряных медалей рвался к своему первому чемпионству-2002 и еще не знал, что для его достижения придется играть с ЦСКА 21 ноября золотой матч — что называется, на разрыв аорты.
Но чуть раньше, 29 октября, «Локо», проводивший второй сезон в групповом турнире Лиги чемпионов (годом ранее он грохнул 5:1 в Брюсселе «Андерлехт» и занял третье место в группе), отправился в Стамбул. Там его ждал «Галатасарай» — и, по всем прикидкам, ничего хорошего. Это был пятый тур, и после четырех встреч у «Локо» было лишь одно очко. А у турок — пять. И игра — в гостях. Победить, казалось, невозможно.
Дома красно-зеленые стамбульцам в первом матче проиграли — 0:2. Затем свели к нулевой ничьей выездной матч с «Брюгге» и дважды — 1:3 и 0:1 — проиграли «Барселоне». Шансов на выход из группы, казалось, не осталось.
А дальше произошло то, о чем исчерпывающе повествуют стамбульские воспоминания Вадима Евсеева, которые мы с ним записывали для его автобиографии «Футбол без цензуры»:
«С «Барсой» в гостях мы играли на равных, создавали моменты. Обиора при 0:0 не забил, когда вратаря уже обыграл, и в воротах оставался один Пуйоль, — в него мяч и засадил. А в итоге мы атаковали-атаковали, но на 82-й минуте с углового получили в свои ворота. Тем не менее в том матче и поняли, что даже с такими командами можем играть в свой футбол. И на том, как мы чувствовали себя во встрече с «Галатасараем», это стопроцентно сказалось.

В Турции было вообще нечто. Это, пожалуй, самая крутая победа в Лиге за все те годы, что я играл в «Локомотиве». Да, невозможно забыть и 3:0 в Черкизове у «Интера», но на «Али Сами Йен» все было гораздо сложнее. Это был предпоследний тур группового турнира, мы к тому времени успели набрать одно очко, они — пять, и чтобы выйти из группы, нас устраивала только победа. В Турции, представляете?
Шла осень 2002 года, в котором турецкая сборная стала бронзовым призером чемпионата мира в Японии и Корее. И полсостава там было как раз из «Галатасарая», и все они вышли против нас. Хакан Шукюр, Хасан Шаш…
Этот матч проходил спустя три дня после теракта в Москве, когда захватили заложников на мюзикле «Норд-Ост» и много людей погибло. Фон был очень тяжелый, вот до сих пор у меня такая ассоциация сразу всплывает. Было очень неприятно, не хотелось людей огорчать…
Палыч как мог старался нас успокоить и раскрепостить. В гостинице к нам, пяти-шести игрокам, подошел и сказал, что просит нас просто поиграть в футбол в свое удовольствие. Приехали на стадион — он за полтора часа до игры был уже полный. Жгли файеры, пели, вывешивали плакаты вроде знаменитого: «Добро пожаловать в ад!»
Овчинников потом вспоминал, что, оказывается, я увидел это и сказал: «Они не знают, что такое ад. Сейчас узнают». Может, вслух так и сказал. Но на самом деле первая мысль была: «Сколько нам здесь забьют?» По крайней мере, у меня. Вспомнил, что мы и в Москве им проиграли, а тут-то, при этих болельщиках…

Потом читал слова Босса: оказывается, перед игрой мы стояли и ржали прямо на поле, анекдоты травили. Может, так и было — не помню. Мне кажется, что начался матч — и вдруг мы успокоились. Совершенно не зажато играли! Действовали неплохо и победили.
Какой первый гол Лось забил, как защитника и вратаря «Галатасарая» ложными замахами уложил! Пас голевой, кстати, я ему отдал. Мне отпасовал Игнашевич, я — Димке, и, если честно, ожидал обратную передачу. Но он вместо этого посадил на пятую точку вратаря Мондрагона, который много лет спустя стал самым старым футболистом в истории чемпионатов мира.
Турки, правда, потом сравняли. Нижегородов ошибся позиционно, а я не успел его подстраховать. Вроде и узко играл, правильно, но этот лысый Хасан Шаш все сделал мастерски, двумя касаниями — принял и пробил. Не зря его тогда в какой-то момент в «Реал» хотели забрать!
В общем, пришлось мне забивать победный. В следующей же атаке после того, как пропустили. Заработали угловой, Лось подал на ближнюю — куда я всегда и бежал. По тому сезону это был мой типичный гол. Поэтому удивительно, что меня никто не держал. Я в свою точку ринулся, соперники прозевали — ну я прямо лбом по мячу и попал. Мондрагон ничего не смог сделать — и «Галатасарай» с нами в оставшиеся минуты тоже.
Когда праздновал гол, такой адреналин бил, что вспрыгнул на сетку, где находился сектор с нашими болельщиками. Увидел, что там местных нет — и прыгнул, за что мне потом желтую показали. Если бы там турки были, конечно, не рискнул бы — я же не самоубийца!
Ведь по ходу игры на стадионе творилось черт-те что. Не будь перед трибунами за воротами сетки, точно чем-нибудь тяжелым попали бы. Фанаты швырялись всем, что под руку попадалось. И наверняка выбежали бы на поле. Тем более что мы выиграли. И потом вышли из группы…
На банкете после победы в матче Лиги чемпионов в Стамбуле над «Галатасараем» я мог запросто сказать, что такой стандарт, с которого я забил победный гол, мы с Лосем в сборной у Газзаева наигрывали. Знал, что Семин мне за это ничего не сделает. А многие другие тренеры поступили бы по-другому. Тем более что мы и в «Локомотиве» наигрывали то же самое… "

А вот воспоминания капитана Сергея Овчинникова о той игре, записанные мною семью годами ранее для книги «Локомотив», который мы потеряли»:
«Перед игрой мы стояли и, извините, ржали прямо на поле, анекдоты травили — представляете? Даже обычного легкого предматчевого мандражика не было. Наверное, это был пик страшной какой-то веры друг в друга, в команду, в тренера, в президента, в болельщиков, в себя. И когда Вадик с Лосем забили, и мы выиграли — в раздевалке продолжили смеяться…»
И напоследок после всего этого смеха посреди огня — слово Юрию Семину, также вспомнившему о той стамбульской игре в автобиографии Вадима Евсеева. Точнее, о его решающем голе.
«Никогда не забуду победный мяч, который он забил головой в матче Лиги чемпионов «Галатасараю». Это было потрясающе. Он мяч буквально с мясом вырвал у всех защитников, просто смял этих турок! Когда пошел на этот угловой, у него такие глаза были сумасшедшие! После той победы мы не могли выйти из раздевалки целый час. Сидели в ней, а снаружи в нее камни бросали, монеты. Полиция долго нас не выпускала. А Евсей в этот момент только танцевал. Выиграли же. Куда хочешь был готов идти, под любые камни! Он русский человек, со всеми плюсами и минусами…»
Не зря они пели и танцевали. Пару недель спустя «Локомотив» выиграет дома у «Брюгге» — 2:0. И мало того, что в те же недели впервые станет чемпионом страны, так ее и в первый раз выйдет из группы Лиги чемпионов! А в декабре, уже во втором групповом этапе ЛЧ, отправится на «Сантьяго Бернабеу» и сыграет там с командой Зидана, Фигу и Бэкхема — 2:2. Полузащитник Беннет Мнгуни — помните такого? — обведет трех соперников во главе с собственно Зиданом и забьет сумасшедший гол, а от поражения «Королевский клуб» спасет судья, свистнувший аккурат в момент, когда Обиора будет выходить один на один.
То есть «Галатасарай» в группе для «Локомотива» и Семина — это к добру. Дай-то бог, чтобы эта примета от 2002-го сбылась и в 2018-м, а у современного семинского «Локо» нашлись свои Овчинников, Лоськов и Евсеев!
Игорь
РАБИНЕР