Своих крайних защитников Юрий Сёмин ценит за разные качества и использует по-разному. Михаил Лысов даёт «Локомотиву» объём физической работы, за который Сёмин привлёк мальчишку к основе «железнодорожников» и поменял его позицию. Владислав Игнатьев намного креативнее – он не упирается во фланг при атаках, как Лысов, а смещается в центр, врывается в штрафную на ударные позиции, кормит атаку острыми передачами из полуфланговых зон. Ещё одна обязанность Игнатьева – участие в билд-апе, то есть в подготовке атаки: он начинает атаку первым пасом, а потом сам включается в наступление по своему флангу. Фарфан времён игры на фланге защиты ближе по функциям к Лысову. Рыбус – к Игнатьеву.
Виталий Денисов именно повторил функции Игнатьева. Стиль прошлогоднего «Локомотива», завязанный на диагоналях для Денисова из глубины, исчез – теперь Виталий сам отвечает за продвижение мяча. Он так же задействован в структуре билд-апа, как и Игнатьев: три защитника расставляются треугольником, над ними Игорь Денисов, а в треугольнике находится один из крайних защитников. Или Виталий Денисов, или Игнатьев – когда как.
И перед финальной третью поля Денисов играет, как Игнатьев – смещается в центр, разыгрывает мяч и ищет продолжение. В Хабаровске под него часто открывался один из игроков на фланге – любой из динамичной группы атаки «Локо».
В результате Виталий Денисов оказался одним из самых активных игроков тура по многим пасовым показателям. Он сделал 87 точных передач – больше удалось только Игорю Денисову и Ману Фернандешу, принял пас 74 раза, 8 раз отпасовал в штрафную, организовал выход один на один для Антона Миранчука.
Все показатели, кроме принятых передач – те же, что у Игнатьева. Ход надо понимать, как переориентацию «Локо» в таких матчах, как в Хабаровске: чтобы вскрыть массированную оборону, ещё один качественный пасующий не помешает.
Бердыев меняет игроков, но не структуру
Всё, что происходит сейчас с «Рубином», странно. Курбан Бердыев не отрицает, что на сборах занимается только отработкой защиты, а атаку отлаживает со временем. Но с назначения КББ главным в «Рубине» прошло почти полгода, а толкового решения проблемы нет. Казанцы – одна из худших команд Премьер-Лиги по продвижению мяча, по количеству острых передач (в домашке с ЦСКА сделали всего 7 таких передач и лишь 3 точных, оба показателя – 15-е в РФПЛ), зато по количеству верховых единоборств всегда среди сильнейших. Потому что беспорядочно пуляют мяч вперёд длинными передачами.
Как раз Бердыеву и «Рубину» помогла бы полноценная смена тактики, как у «Ростова», однако пока КББ меняет модуль лишь косметически – ставил 3-4-3 с ярко выраженными флангами и 3-4-1-2, завязанные на плеймейкере Рочине. Основным остаётся модуль 5-3-2 с Оздоевым, который честно пытается играть в Александра Ерохина (получается с переменным успехом) и бесконечной ротацией в атаке. Максим Канунников полезен только в верховой борьбе, а подходящего напарника ему Бердыев никак не нашёл. Против ЦСКА попробовал Ильзата Ахметова, с которым улажены контрактные споры. 1 удар, 1 пас под удар, 1 отрезанный защитник – вряд ли историю с Ахметовым стоит считать удачной.
Бердыева спасёт срочная находка интересных решений в атаке – например поиск доставщика мячей в командном резерве. «Рубину» нужна копия Кристиана Нобоа, и здесь спасением может стать перевод на его позицию Рубена Рочины – это минус в плане выбора позиции без мяча, но однозначный плюс в обострении. ЦСКА смелое решение со сменой позиции спасло и выручает в очередном матче – план Гончаренко здесь должен помочь Бердыеву.
Сергей Титов