Кирилл, рады приветствовать тебя от имени всех пользователей сайта FCLMNEWS.RU и благодарим за то, что согласился ответить на наши вопросы.
Болеть за команду круче, не работая в ней
— Начнем со штампа, без которого не может обойтись ни одно подобное интервью - как давно ты болеешь за “Локомотив” и как заразился страстью к красно-зеленому клубу?
— Болею я за «Локомотив» большую часть жизни, но точную дату «старта» назвать затрудняюсь. Тогда, в начале 2000-х, показывали в лучшем случае один матч из тура, так что жили в основном на всем известных обзорах. У меня, 8-9 летнего ребенка, было сформировано мнение, что «Спартак» - это главная сила, а «Локомотив» - единственный, кто в состоянии бросить вызов. Вызов - это круто. Особенно ярко во мне симпатия к «Локо» на этой почве зародилась в матче против «Спартака» в 2000-м, нулевая ничья в Лужниках. Невероятно эмоциональный матч, «безумный» Семин, который все время крестился (а у меня дедушка - священник, и мне это очень нравилось), отраженный Нигматулиным пенальти в уже добавленное время… При этом сказать, что болею с 2000-го не могу, потому что матчи с «Тиролем», честно, не помню. Но при этом четко помню, что прогулял тренировку по водному поло, чтобы в кафе посмотреть золотой матч с ЦСКА. Был я тогда очень счастлив и после из жизни клуба не выпадал.
— Какое место занимал в твоей жизни футбол до прихода в клуб?
— Очень важное. Ради работы в «Локомотиве» я отказался от работы по специальности, более интересной и в финансовом плане. При этом я даже не сомневался, так что да - очень важное. Скажу так: маленькая футбольная энциклопедия в голове у меня точно есть. А для этого необходимо каждый день листать новостные ленты, смотреть обзоры, изучать статистику. А это время… Время, которое я всегда добровольно тратил в угоду многому другому. Потому что нравилось. Никогда не сомневался, что не впустую. Футбол всегда был больше, чем просто хобби.
— Как произошла трансформация, о которой мечтает наверное любой поклонник любого клуба, - из простого болельщика в сотрудника?
— Совершенно случайно познакомился в центре Москвы с уже бывшим пиар-директором клуба Денисом Новоселовым. Узнал и подошел. Стали общаться, а через полгода ему понадобился сотрудник в пресс-службу, и выбор пал на меня. А что касается «трансформации», то я, как ни странно, не пожелал бы ее никому. Эмоционально полностью меняется восприятие, а назад дороги нет. И точно могу сказать, что болеть за команду круче, не работая в ней.
— Вспомни свой первый рабочий день в клубе - что это были за эмоции?
— 31 августа 2014 года, домашний матч с «Зенитом». Я прилетел с отдыха и сразу из аэропорта понесся на матч. Уступили 0:1, а после Юг скандировал «Леонид Кучук, Леонид Кучук…». Мы все знаем, что тогда происходило. Леонид Станиславович подошел к трибуне и пустил слезу. Я еле сдержался (а может и нет) в пресс-ложе, а потом еле сдерживался, когда мы всю ночь с моими новыми коллегами из пресс-службы и «Локо-ТВ» обсуждали все это прямо на стадионе. В 5 утра я прошел посвящение, сделав круг почета вокруг поля, и это было уже 1 сентября - мой первый официально рабочий день.
— Кто из руководства принимал тебя на работу, и как проходило собеседование?
— Как я уже сказал, на работу меня принимал пиар-директор. По сути, наше периодическое общение ранее и было своего рода собеседованием. Ну а в клубе со мной захотел пообщаться вице-президент по безопасности. Оказывается, я находился в неком черном списке из четырех человек, активно участвовавших в записях подкастов о «Локомотиве». Разговор был странным, возможно я проверялся на момент потенциальных «сливов». Не хочется вспоминать.
— Помнишь момент знакомства с командой?
— Началось все с Пейчиновича. Мне сразу доверили предматчевую программку «Наш Локо», в том числе главное интервью номера, героем которого был Неманья. Мы встретились в ресторане, разговаривали час под запись, потом еще столько же просто о жизни, политике, девушках. Нема произвел фантастическое впечатление своей эрудицией, воспитанием, жизненной философией. Поэтому я не сомневался, что человек с таким базисом заиграет. Ну а в его футбольных качествах я давно был уверен, ведь еще зимой на одной из гостевых писал о том, что у прекрасного защитника «Ниццы» заканчивается летом контракт. Потом было интервью с Ниассом: 28 тысяч символов на выходе и полное непонимание, что с этим делать. «Я буду лучшим в России, потом уеду в Англию - в этом нет никаких сомнений», - в каждом ответе повторял Ниасс. Он поразил невероятной силой. Следующее интервью - с Божовичем, в его кабинете в Баковке. На столе лежали распечатки Instat, тактические схемы… Так, постепенно за счет интервью, брифингов и прочих рабочих моментов произошло знакомство.
— Одно дело работать в структуре клуба и в пресс-службе, совсем другое - комментировать матчи. Расскажи о своем становлении в роли комментатора, первых шагах.
— Нужно понимать, что становление продолжается, и рано говорить о чем-то свершившемся. Я всегда разбирался чуть ли не во всех видах спорта, да и язык был неплохо подвешен. Состыковываем качества и получаем спортивного комментатора. Дебют состоялся на телеканале Eurosport: я тогда учился на втором курсе Финансового Университета, но вполне успешно совмещал с работой звукорежиссера на телеканале. В задачи входили запуск и контроль эфиров, помощь комментаторам. В частности, вело-комментаторам. Так, помогая идентифицировать гонщиков, я зарекомендовал себя как знатока шоссейного велоспорта. Таких, справедливости ради, немного, и я получил шанс быть услышанным в эфире.
Нервничал перед первым включением
— Все знают Кирилла Брейдо, комментатора “Локо-ТВ”, но не многие в курсе, что ты работал и на Олимпиаде в Рио. Расскажи об этом опыте и о своих амбициях, связанных с комментаторским креслом и в целом с журналистикой.
— Опыт конечно запоминающийся, что и говорить. Олимпийской дебют, как и федеральный, состоялся на Первом, где практически в полном объеме освещалась Олимпиада. Задались вопросом поиска велокомментатора и вышли на меня. Повторюсь, конкуренция не высокая. Еще раз хотел бы сказать спасибо за оказанное доверие редактору спортивного вещания Алексею Васильевичу Кузнецову и комментатору Андрею Голованову. И именно Андрей должен был передать мне слово из олимпийского бассейна. Помню, что нервничал перед первым включением, хотя обычно никогда не переживаю. И мое первое включение длилось секунд 25, следующее - примерно 10. Из-за непогоды в Останкино были большие проблемы с сигналом именно на моем канале вещания. Пока все решалось, я сумел прийти в себя, и все прошло хорошо. Как и вся Олимпиада. Однажды, вместо запланированного 15-минутного включения, меня оставили в эфире в вечерний прайм-тайм на 1 час и 15 минут благодаря интересному комментарию. А ведь это была квалификационная стадия на велотреке, причем без россиян! Я рассказывал про свекольные диеты, рыцарские звания… Причем я чуть ли не единственный, работавший в эфире в одиночку. Совмещал роль и комментатора, и эксперта. Однако, не смотря на качественную работу, перспективы на Первом не очевидны в связи с банальным отсутствие спорта.
— Что касается журналистских амбиций, то сразу скажу, что не считаю себя журналистом. Я этому не учился. Сейчас любой, кто взял в руки диктофон, называет себя журналистом, спортивным в частности. Потому и измельчала профессия. Так что не хочу топтаться на ней, и без меня достается.
— Узнают ли тебя на улицах?
— Конечно, нет.
— Когда за плечами уже большой опыт работы на матчах разного уровня, легко ли возвращаться на ступень ниже и комментировать игры “молодежки”?
— Опыт большой у Розанова, а я свою очередь никуда не уходил, чтобы «возвращаться». Тем более, что я болею за «Локомотив», так что это как минимум не в тягость. В конце концов, работа есть работа: не нравится - меняй, но не жалуйся.

Возможностей с новым рукводством стало несравнимо больше
— Пресс-служба “Локо” и клубный канал в последнее время развивались как никогда активно. Новое руководство развязало руки талантливым SMM-щикам?
— Да, возможностей стало несравнимо больше: инициативы поощряются, а не наказываются. Неправильно считать, что при предыдущем руководстве работали одни балбесы, нет. Качественных идей всегда хватало, просто сейчас их позволено реализовывать. Я бы сказал, необходимо реализовывать. Поэтому с медийной точки зрения мы сделали серьезный скачок.
— Нельзя не отметить креатив и находчивость, которыми клубная пресс-служба и “Локо-ТВ” радуют болельщиков. Ждать ли новых сюрпризов?
— Безусловно. Единственное, я бы отметил, что за креатив все же отвечает департамент маркетинга, так что тут стоит выделять именно команду Дарьи Спивак (директор по маркетингу - прим.ред). У пресс-службы несколько иные задачи, это нужно понимать. Но работая вместе и сообща, мы действительно придумываем и реализовываем классные кейсы.
— Часто контактируешь с руководством и конкретно с Ильей Геркусом? Как можно охарактеризовать Илью Леонидовича на должности президента клуба, а как - за пределами офиса?
— Скажу так: контакт есть постоянный. Илья Леонидович не отдаляет себя от сотрудников, а напротив, принимает участие даже в вышеупомянутом креативе. Потому что это важно. Илья Геркус - хороший человек, и это главное качество, подразумевающее честность, порядочность, желание добиться с «Локомотивом» максимальных высот. А для сотрудников самое важное, что каждый будет услышан.

— С кем из игроков или тренеров команды общаешься больше всего?
— У меня со всеми нормальные отношения, с кем-то более приятельские и теплые, с кем-то - менее. Однако, особенно близко я не общаюсь ни с кем. Как мне кажется, определенная дистанция необходима.
— Большинство матчей “Локо” проводит в белой форме. Это суеверие тренерского штаба? (вопрос был задан 20 марта)
— Надо полагать.
— Проводится ли в “Локо” “тимбилдинг”? Бывают ли у команды совместные мероприятия вне тренировочного и игрового процесса?
— Наверняка ребята собираются вместе вне тренировочного процесса. Помните, на одной из пресс-конференций Самедов рассказал, что командой выезжали на пейнтбол. А Семин и не знал! Раз главный тренер не всегда в курсе, то что уж говорить обо мне. А если и в курсе - то это все равно не для прессы. Так же как и следующий вопрос - про самую забавную историю. Команда - это особый организм, который можно слегка ослабить, вынеся в массы даже самую незначительную историю «из раздевалки».
Аудитория киберспорта превышает аудиторию РФПЛ
— Как ты относишься к киберспорту и к созданию команд, состоящих из виртуальных футболистов под эгидой клубов РФПЛ?
— Киберспорт развивается невероятными темпами, уже сейчас аудитория киберспорта превышает аудиторию РФПЛ. Недавно в Уфе прошел Кубок РФПЛ по киберфутболу, который собрал миллионы просмотров. Но главное впечатление в другом: местные юные футболисты из академии бежали сломя голову за автографом к киберспортсмену «Уфы», абсолютно не замечая стоящего рядом Семака. Грустно, но это значит, что клубы обязаны активно работать в данном направлении. Ведь нельзя увлекаться киберфутболом и не любить футбол, это невозможно. И мы должны достучаться до ребят, которые любят футбол, но по каким-то причинам предпочитают виртуальный реальному.
— Играешь ли сам в игры? Обыгрывал ли кого-нибудь из игроков “Локо” в FIFA?
— Только в FIFA и играю. Обыграл бы, но сыграть не доводилось. А вот STAVRa обыграл.

«Локомотив» - моя команда
— Ожидаются ли новые форматы от “Локо-ТВ”?
— Форматов, которые хотелось бы реализовать, очень много. Мы хотим двигаться в сторону системного развлекательного контента. И я надеюсь, что в будущем сезоне нам удастся это реализовать.
— Чего на твой взгляд не хватает все эти годы “Локомотиву”, чтобы стать чемпионом России?
— Если бы я знал… Но в любом случае, это рассуждение на дипломную работу, не на короткий ответ в интервью.
— Немного провокационный вопрос: ради работы в каком клубе или сборной ты мог бы отказаться от места в “Локо”?
— «Локомотив» - моя команда. Еще я симпатизирую «Ювентусу», на этом все. Остальное - вопрос исключительно карьеры. Надо понимать, что исключительно любовь к клубу семью прокормить не поможет.
— Отслеживаешь ли комментарии болельщиков “Локо” в адрес пресс-службы и себя лично в интернете?
— Раньше - больше, сейчас - меньше. Конечно, было очень важно, примут ли болельщики «Локо-ТВ» с моими идеями. Примут ли матчи с моими комментариями. Потом переживания ушли, но, безусловно, обратная связь чрезвычайно важна.
— Посещаешь ли сайты/форумы/паблики, посвященные “Локо”?
— Когда хобби стало твоей работой, причем такой работой, что свободного времени не хватает и на семью, то тут не до форумов. Однако, я по-прежнему стараюсь читать гостевую «Аха», следить за новостями у вас и на локомотив.инфо.
— Для тебя лично - “Локомотив” это только ФК? Следишь ли за другими спортивными членами большой “железнодорожной семьи”?
— С раннего детства я переживаю за хоккейный «Локомотив» и, конечно, за «Белогорье»: помню, маленьким, закатывал рукава как Вадим Хамутцких. Но, как уже сказал ранее, когда «Локомотив» стал работой, в свободное время добровольного слежения за «железнодорожной семьей» стало меньше.
Небольшой блиц:
Любимая книга? Джером Сэлинджер, «Над пропастью во ржи»
Любимая песня? Я меломан, одну не выбрать
Любимый фильм? «Отпетые мошенники» 1988 г. со Стивом Мартином, но опять-таки - одного самого-самого нет
Любимое блюдо? Мясо
Любимый игрок? Дель Пьеро, Лоськов, Буффон
Любимый комментатор? Уткин.
— Начинали интервью штампом, им и закончим: чего бы Ты пожелал всем болельщикам футбольного клуба «Локомотив"?
— Услышать на нашем стадионе гимн Лиги Чемпионов.
Огромная благодарность в подготовке интервью: Андрей Пустовит (LOKOCHEL), Андрей Шеньшаков (AndreyAndey), Олег Менделеев (Endomorfin).