Как-то не вовремя это все навалилось на наш футбол. Речь об историях с «договорняками», ставками, а самое главное – националистический вопрос на трибунах. Понятное дело, что подобные вещи «вовремя» не происходят и всегда носят характер зла. Однако есть периоды, когда подобное зло приносит больший вред, чем обычно. Сейчас – как раз такой период. Ведь совсем скоро ФИФА определит, кто же удостоится чести принимать Чемпионат мира 2018-го года. Всем известно, что на него претендует Россия, что она является одним из главных кандидатов на успех. Однако перевесят ли железные обещания и харизматическое влияние Владимира Путина всю эту грязь, которая всплыла в такой неподходящий момент? Теперь есть большие сомнения. И ведь вот какая штука. «Договорняк» - вещь труднодоказуемая. То есть если ты за руку никого не поймал, не услышал признания, как это было в недавнем скандале на Украине с «Металлистом» и «Карпатами», то и не можешь быть уличен в откатывании договорного матча. А за отсутствие спортивной борьбы у нас пока не наказывают. Посыл на всем известный матч «Амкар» - «Ростов» специального комиссара – мера, которая призвана была погасить пыл газетчиков и бурлящих масс. Дескать, работа ведется. Понятное дело, нежелание и «скрип», с которым этого человека отправляли в Пермь, говорили, что ничего «договорного» в том матче он не заметит. Да и не мог он иначе, если вдуматься. Где доказательства?
Было бы эффективнее и логичнее призвать делегата из УЕФА. Но тут палка о двух концах: кто-то говорит, что выносить сор из избы вредно, а кто-то утверждает, что такое приглашение подчеркнуло бы открытость российского футбола, что мы не стесняемся обратиться с просьбой в вышестоящую организацию, готовы принимать меры, действовать решительно. Разве не к этому стремятся, по их же словам, отечественные функционеры? Или только «по словам»? Ведь даже самый рьяный, словоохотливый господин Фурсенко был куда менее активен на речи, чем по другим информационным поводам. А ведь это взбудоражило, всполошило весь российский футбол. Стоит сказать, что этот переполох в глобальном плане тоже пришелся некстати. Журналисты и болельщики подхватили эту игру и на почве подозрительных матчей стали делать выводы о договорняках. Эдак можно каждый третий поединок таковым считать. Такое усердие, свойственное нашим людям, склонным к крайностям, на пользу имиджу России в мире не идет. Кому хочется связываться со страной, где каждый третий матч – «договорняк». А ведь подобное горячие головы заявляют. Особенно ратующие за справедливость стали катать соответствующие письма в УЕФА. Это болельщики, а не чиновники написали.
Нужно понимать, что такой внутренний раздрай и шум, «нечистоты» не помогают России завоевать репутацию надежного в футбольном смысле партнера. Но мы сейчас не о договорняках. Не только о них. Для полноты картины ПФЛ подняла имена тех представителей различных команд, которые делали ставки на игры своих клубов. Тоже шаг весьма резонансный, но не бесспорный в плане отражения на репутации. И даже договорняки с тотализатором не такой негативный эффект в ФИФА возымеют, как проблемы националистические. В момент, когда нужно быть крайне осторожным, не совершать ни малейшей глупости, мы разразились безобидным на первый взгляд баннером в адрес Питера Одемвинги поблагодарив «Вест Бромвич» «с бананом». Возможно, в другое время на это никто бы не обратил внимание, но не сейчас. Обиженные, разозленные англичане, проколовшиеся в известном случае с лордом Трисманом, ждали шанса уколоть в ответ. И вот он представился.
Европа очень щепетильно относится к вопросам толерантности. А английские СМИ одни из самых читаемых, цитируемых и рейтинговых, они умеют из комариного писка сделать раскаты грома. В общем, случай быстро подхватили, сам Одемвинги взял сторону своего нового дома, что не особенно удивляет – ему ведь должно быть обидно. Россия опять оказалась под имиджевым ударом. Причем, на мой взгляд, куда более серьезным, чем вопросы договорняков. Ведь пресса западная постаралась преподнести сие происшествие вкупе со многими подобными ему под соответствующим соусом. А если подумать, то подобных проявлений на наших стадионах тьма. Вот это и настораживает, это и тянет шансы российской заявки на Чемпионат мира вниз. Путин и компания могут гарантировать строительство дорог, инфраструктуры, стадионов, но гарантировать, что наш народ будет болеть по-другому, никто не возьмется. Да и нет никаких гарантий, не будет этого. Зная особую страсть чиновников УЕФА, ФИФА к политизированию, к толерантным лозунгам, очень непросто будет отмыть пятно. И даже не так страшен отказ Нигерии голосовать за Россию на выборах принимающей страны ЧМ-2018, как то, насколько образ нашей страны упал в мировых глазах. (Хотя один голос из 24-х в итоге и может стать решающим – обидно будет, не так ли?). Кстати, нигерийцы ведь тоже неспроста подняли бучу. С подобными проявлениями в адрес своих игроков в Европе они сталкиваются не впервые, но только сейчас реакция настолько остра. Особенно прозорливые и здесь замечают влияние вездесущих англичан, подпитывающих этот праведный гнев нигерийцев.
Но, может, они правы? Подумайте, готовы ли мы принимать Чемпионат мира? Не будет ли это пиром во время чумы? В деле освоения денег подобные мероприятия – большая кормушка. Да и браваду можно устроить чиновникам, отвлечь народ от более насущных потребностей. Но невозможно отвлечься от переноса жизненных обстоятельств на стадионы. А жизненные обстоятельства таковы, что население наше далеко от толерантности, оно пропитано национализмом. Все это выплескивается на трибунах, потому что покрасоваться куда больше возможностей, чем в подворотне. Да и стадный инстинкт у таких особей весьма развит. Индивидуальности же никакой. Для страны, в составе которой великое множество национальностей, которая сама чуть больше полувека назад страдала от неистовства нацизма, эта ситуация просто дика. Мы писали, говорили, кричали, что в Африке Чемпионат мира проводить нельзя – дикая страна. Но, господа, а наша страна не производит такое впечатление? Мы восхищаемся английской культурой боления, немецкой, их песнями, организацией, поддержкой своей команды, от которой мурашки по коже бегут. А сами «болеем» в форме оскорбления команды соперника. Более того, мы умеем «болеть», оскорбляя свою же команду. И далеко не всегда это носит адекватный характер. Понятно, когда люди требуют результата, какие-то акции против руководства, владельцев проводят, защищая и противопоставляя команду ее руководителям. Но когда такое состояние превращается в перманентное, это клиника. Это безделье. Это дикая необразованность, невоспитанность. Как можно считать себя болельщиками. Следовало бы вдуматься хотя бы в корень самого этого понятия. Это – не боление, у этого явления есть другое название – хулиганство. Перенесите одно слово и второе на те феномены, которые происходят на наших стадионах. На что больше похоже? То-то же. Достойна такая страна ЧМ? Как эти люди будут приходить на условный матч Нигерия-Франция? Что они там будут делать? Как будут на наших улицах чувствовать себя болельщики различных стран?..
И если нам не достанется Чемпионат мира-2018, то виноваты в том будем только мы сами. Изначально наше положение относительно конкурентов было выигрышным, можно было сыграть на харизме Путина (ОИ-2014!?), на мощнейших финансовых гарантиях правительства, на страсти ФИФА к освоению новых территорий, даже на «ляпе» Трисмана. Главное – пройти до финиша на цыпочках, не наступив в «коровью лепешку», простите за сравнение. Но вместо этого мы со свойственным русской душе размахом влепились в каждую, «лепеху», которая встретилась на пути, размазались по ней и довольные собой, идем дальше. Но на финише (на выборах) мы будем выглядеть иначе, пахнуть по-другому. И слова Трисмана выборщикам не покажутся такими уж оскорбительными на фоне этого запаха. Россия по-прежнему наряду с Англией является главным претендентом на ЧМ-2018. Просто мы могли быть «главнее», если упустим шанс, то по собственной глупости. И обижаться на Нигерию с ее голосом не стоит, если что. Нужно смотреть на себя. Мы слишком озлоблены, мы не интересуемся футболом, мы интересуемся «околофутбольем», а Чемпионат мира – праздник футбола. Встречать Новый год на вокзале никому не хочется. А складывается ощущение, что ЧМ в России будет похож на этот случай. Очень хочется, чтобы ощущение меня обмануло…