В гости к «Советскому спорту» Николай Наумов припозднился. Совещание в РЖД – дело безотлагательное. Но читательские звонки в объявленное время не пропали: все вопросы мы записали и самые интересные из них задали президенту «Локомотива». Про намерение «Локомотива» в суде отстаивать право Питера Одемвингие считаться нелегионером мы уже писали в номере за среду. Сегодня – вторая часть беседы.
«СУД ПО ЛИШНЕМУ ЛЕГИОНЕРУ МЫ ВЫИГРАЛИ БЫ»
– В этом сезоне «Локомотив» уже грозил подать в суд, когда КДК не засчитал техническое поражение «Зениту» за нарушение лимита на легионеров. Но так и не решился. Александр Гречнев из Чехова спрашивает: в случае с Одемвингие намерены идти до конца?
– Да. Нельзя допускать дискриминации, нарушения прав человека. Одемвингие – такой же гражданин России, как и остальные. Но я надеюсь, до суда не дойдет по другой причине – Исполком РФС просто не примет предложение премьер-лиги.
– Вопрос от Юрия Мусатова, у которого стаж боления уже 55 лет. Жалеете, что весной не довели до суда «дело о лишнем легионере»?
– Что сейчас жалеть? Кто же знал, что именно так все обернется? Тогда мы играли так, что о споре за Лигу чемпионов речи не шло. Да и финансовые затраты мы должны были согласовать с главным акционером. Десять тысяч евро нужно было внести для рассмотрения дела. И еще сорок в случае, если бы признали нашу правоту.
– Пятьдесят тысяч евро за два очка. Это недорого! Тем более, как вы утверждали, шансы на победу были очень высокие.
– Да, в лозаннском суде, где мы консультировались, так и сказали: на сто процентов дело выигрышное. И сослались на пункт в нашем же регламенте: если игрок, не имеющий права выходить на поле, все же вышел на него, – это техническое поражение. А по какой причине он не мог выходить – неважно.
– Сейчас уже поздно к тому делу возвращаться?
– По европейскому регламенту мы должны обращаться в суд спустя 21 день после инцидента. По нашему – спустя 10 дней. Сейчас бесполезно кулаками махать – драка завершилась. Хотя интересный нюанс: дело могли рассматривать хоть полгода. И в декабре принять решение добавить нам два очка. Тогда бы мы стали вторыми. Представьте, как бы реагировал на это «Спартак»?
«ЗЕНИТУ» ОКАЗАЛИ МЕДВЕЖЬЮ УСЛУГУ»
– Андрей Васильев из Реутова спрашивает: было много разговоров по поводу «бронзового матча». Вступали по этому поводу в диалог с «Зенитом»?
– Да что вы! Какие переговоры? Семин просто на эмоциях такое сказал. На самом деле, я считаю, регламент нельзя менять в ходе сезона. Не было в нем предусмотрено «бронзового матча» – значит, его не должно быть. Не было в нем отдельно оговорено, что лишний легионер на поле – это 0:3, значит, не надо срочно его менять. А то получается, что в ходе сезона одна команда могла пострадать за одно и то же нарушение больше, чем другая. Но ведь условия равны для всех. Я считаю, что тем своим решением КДК оказал медвежью услугу «Зениту». На имидже клуба это сказалось отрицательно.
– Есть, на ваш взгляд, разница между отношением футбольных органов к «большим» и «малым» клубам?
– Есть. Будь на месте «Зенита» клуб из второй восьмерки – признали бы 0:3. И никто бы не думал, что можно иначе. Тем более в России уже были прецеденты – в женском футболе. Но к таким командам, как «Зенит», ЦСКА, «Спартак» и даже «Локомотив», относятся более снисходительно. Это неправильно.
– Зато «малые» клубы берут количеством. Вроде вся общественность была за стыковые матчи, а поди-ка — большинством клубы проголосовали против…
– За «стыки», по-моему, проголосовали всего пять клубов – ЦСКА, «Спартак», «Локомотив», «Зенит» и «Динамо». Остальные — против. Хотя идея в целом здравая. Прежде всего для борьбы с проходными матчами, в которых возможны «договорные отношения». Любая система должна быть организована так, чтобы исключить коррупцию и всяческие подводные течения. Нельзя надеяться только на честность людей.
Когда я учился в партийной академии, кадровую работу у нас преподавал старый мудрый профессор. Он знал психологию как свои пять пальцев, видел студентов насквозь! Вот он говорил: «В каждом человеке есть хорошие качества и плохие. Вы должны поставить его на такое место, где его хорошие качества расцветают, а плохие не имеют шанса. Если вы видите, что человек любит деньги, – сделайте его бухгалтером, но не ставьте кассиром. Тогда он не сможет умыкнуть наличность». Вот и мы должны создать систему, когда судье невыгодно брать взятки, когда у команд не будет возможности «раздаривать» матчи направо и налево. Стыковые матчи – один из способов решения проблемы.
— Вы говорили, вас беспокоит: потянут ли клубы первого дивизиона премьер-лигу?
— Как у нас бывает? Бросили все силы и средства на выход в элиту, а потом: ох ты, оказывается, тут бюджет нужен в десять раз больше! И в результате появляются команды-однодневки. Так что, прежде чем вводить «стыки», надо провести исследование: сколько команд в первом дивизионе по организации, инфраструктуре и финансам готовы играть в премьер-лиге. Нельзя в чистом поле, как в Элисте, взять и создать клуб премьер-лиги. Футбольный клуб – не гриб, быстро не вырастает.
Сейчас «Сибирь» вышла в премьер-лигу. На собрании РФПЛ руководителя клуба спрашивают: а как у вас с полем? И выясняется, что поле в Новосибирске всего-навсего второй категории. А мы Малую арену, на которой у нас молодежь выступает, хотим сертифицировать в УЕФА на первую категорию! От «Сибири» же опять обещания все исправить летом…
– Насчет разницы бюджетов – откуда цифры?
– Мы прикинули: чтобы «Локомотиву-2» играть в первом дивизионе, нужно 5–6 миллионов евро. А в премьер-лиге требуется 50–60.
«НА АЛИЕВА РАССЧИТЫВАЕМ, КАК НА ЛЕГИОНЕРА»
– Бюджет «Локо»-2010 когда будет утвержден?
– Ожидаю, что до Нового года. В 20-х числах декабря.
– Он увеличится?
– В прошлом году РЖД нам выделили 32 миллиона евро. Надеюсь, в этом году сумма не уменьшится. Ведь затраты в связи с участием в Лиге Европы возрастут.
– На трансферы расходы тоже предстоит с РЖД согласовывать?
– Да. Думаю, 15—20 миллионов нам выделят.
– Один из главных трансферных вопросов межсезонья, по мнению многих болельщиков «Локо»: перейдет ли в команду Александр Алиев из киевского «Динамо». Что ответите?
– Если бы я знал! Да, Семин говорил, что хочет работать с этим футболистом. Но в переговоры до утверждения бюджета мы не вступали. Хотя уже понятно, что Алиев вряд ли будет дешевым игроком.
– Манук Карапетян из Москвы интересуется: будет ли Алиев считаться легионером? У него ведь есть российское гражданство…
– По новым правилам, еще не утвержденным, точно будет. Но, я думаю, и по старым тоже. Подозреваю, что Алиев сдал российский паспорт. По крайней мере мы изначально к нему прицениваемся, как к легионеру.
– Президент киевского «Динамо» Игорь Суркис уже сказал, что 6 миллионов евро за Алиева – мало. Сколько он стоит, по вашему мнению?
– С учетом всех обстоятельств – в районе 7 миллионов. Молодой игрок, который способен еще прогрессировать, техничный, забивающий. Игрок сборной Украины, который в этой связи будет на виду в Европе…
– Николай Алексеевич, да такой талант вам и за 10 миллионов евро не отдадут!
– Но ведь есть и минусы, – смеется Наумов. – Алиев играл только год – при Семине. Прежде у него разве были столь удачные сезоны, при других тренерах? Вот и при Газзаеве Алиев выходит нерегулярно. Это о чем-то говорит?
– А Кержаков сколько стоит?
– Не меньше Алиева. Но я не слышал, чтобы «Динамо» планировало с ним расстаться.
– Интерес к Измайлову у «Локо» существует?
– Да. Несмотря на то, что Марат – игрок травмоопасный, Семин хотел бы с ним поработать. Но пока мы в «Спортинг» не обращались.
«С ТАРАСОВЫМ НЕ ВСЕ ЯСНО»
– 15 декабря истек контракт Дмитрия Тарасова с «Москвой». Когда он подпишет соглашение с «Локомотивом»?
– Мы известили «Москву», что хотим пригласить Тарасова. «Москва» потребовала денег. Формально имеет на это право: Тарасову меньше 23 лет, за него положена компенсация: весь его доход, полученный в «Москве», умноженный на три. Точно так же, например, ЦСКА рассчитывался с нами за Пилиева, хотя там сумма поменьше была – около 400 тысяч долларов. Но представители Тарасова нам дали информацию: Дмитрий уходит из «Москвы» свободным агентом. Даже есть письменное подтверждение этого от самого игрока. Вопрос, видимо, стоит так: если у «Москвы» все же есть право требовать компенсацию, то мы с «горожанами» рассчитаемся. Но вычитать эту сумму будем либо из зарплаты игрока, либо из гонораров его агентов.
– Владислав Игнатьев из «Крыльев Советов» сейчас как раз свободный агент. Думаете его пригласить?
– Игнатьев — игрок интересный. Мы еще два года назад подумывали заключить с ним контракт. Вот утвердим бюджет – примем решение по Игнатьеву.
– Прокомментируйте информацию: «Локомотив» интересуется бразильским нападающим «Атлетико Минейро» Эдером Луисом.
– Эдер Луис находится в списках наших скаутов года три. Как и десятки других игроков, например, Кевин Кураньи, о котором уже давно говорится.
– В списке А, если таковой существует, сколько фамилий?
– Восемь. Это те игроки, которых мы можем приобрести уже сейчас. Эдера Луиса там нет.
Вы знаете, купить игрока легко. Труда никакого! – Наумов щелкает пальцами. – А вот продать игрока – это искусство! Как я говорю в РЖД: это ж не шпала, с которой ты выходишь на рынок и говоришь: купите. Если ты расстаешься с футболистом, общее мнение такое: он плохой игрок, раз «Локомотиву» не нужен. Но это же не всегда так! И наша аналитическая группа, между прочим, занимается не только поиском новичков, но и помогает трудоустроить наших футболистов, которые у нас не проходят в состав. Допустим, игрок Петров тренировался в свое время у тренера Иванова. И пусть даже тренер Иванов сейчас сменил команду, Петров ему может быть интересен. И мы закидываем удочку в эту команду: не хотите ли купить Петрова…
«ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЕСТЬ ТОЛЬКО НА КОНЦЕДАЛОВА»
– Ушли Кочиш, Левенец. Кто еще покинет клуб?
– Пелиццоли сейчас в Италии, в аренде. Во второй лиге играет. Вроде три последних матча провел от звонка до звонка. Думаю, его у нас выкупят. Цена вопроса там не слишком большая. Дюрица? Ему нужна игровая практика, особенно учитывая поездку Словакии на чемпионат мира. Вроде бы им интересовался «Панатинаикос». Но, не попав в Лигу чемпионов, отказался от этого намерения. Пока ждем.
– Известно ли вам о желании «Зенита» видеть у себя Янбаева?
– Нет. Я к любым слухам отношусь спокойно. Есть официальное предложение – будем обсуждать. Вот и все. А игрок обязательно об этом узнает. Нельзя, чтобы ему сообщали об интересе к нему задним числом.
– По кому из футболистов есть официальные предложения?
– «Спартак-Нальчик» предлагает полностью выкупить права на Романа Концедалова, которого мы уже три года отпускаем в аренду. 8 января команда выходит из отпуска, обсудим еще раз этот вопрос с тренерами, игроком и решим.
– Вопрос от Майи из Москвы. Как вы отнеслись к фразе Семина о том, что в России модель «тренер-менеджер» идеальна? Не расценили ее как камень в свой огород?
– Нет, – улыбается Наумов. – Как я говорю, лавры Алекса Фергюсона не дают покоя. По-своему Семин прав. Но у нас в «Локомотиве» ситуация иная. Ни один клуб в России не имеет такой инфраструктуры, как «Локомотив». Только в Черкизове 27 гектаров полезной площади! База в Баковке, база в Хосте, земля в Косине, Мытищах, «Локо-парк» в Свиблове, две школы, «Локомотив-2»… Четыреста человек работают! Всем этим надо управлять. Я приезжаю на работу в полдевятого утра, уезжаю в полдевятого вечера. Три часа каждый день подписываю бумаги. А связь с акционерами? Я не представляю, как главный тренер может всем этим заниматься. И если брать тот же «Манчестер Юнайтед», так там есть огромный штат менеджеров и исполнительная дирекция. У Фергюсона об этом, по большому счету, голова не болит.
«ОТДЫХАТЬ НЕ УСПЕВАЮ»
– Насчет связи с акционерами. Не думали обратиться в РЖД с просьбой выделить вам небольшой пятачок на каждом вокзале страны, где «Локомотив» мог бы продавать свою атрибутику? Ведь это и финансово выгодно, и в плане имиджа…
– Мы обращались с таким предложением в дирекцию вокзалов. Получили ответ: участвуйте в тендере на общих основаниях. Никаких преференций на железнодорожных объектах «Локомотив» не получает. Хотя надеюсь решить этот вопрос. Очень перспективное дело!
Да и вообще мое мнение такое: на футболе можно и нужно зарабатывать. Вот мы решили организовать по западному образцу экскурсии по «Локомотиву». Признаюсь честно: я сам посмеивался над перспективами этого проекта. Однако оказалось, для людей заплатить несколько сот рублей и побывать в раздевалке, босиком пройтись по полю, зайти в кабинет президента и даже пожать ему руку, если он на рабочем месте, – большое дело! Семь экскурсий мы провели — люди в восторге!
Другой пример. Во время матча Россия – Германия мы продали часть лож, где люди сидели за накрытыми столами и вместе смотрели футбол на большом экране. Разве плохо? Сейчас мы залили каток рядом со знаменитым паровозом у нашего стадиона – люди могут прийти, взять напрокат коньки, покататься…
На Черкизовской площадке заработать 50 миллионов евро – это реально. Сейчас все тамошние объекты РЖД передали клубу в доверительное управление. То есть мы можем ими распоряжаться. И уже начали переговоры о постройке на нашей территории небольшого трехзведочного отеля. Рядом хочется поставить бизнес-центр, торгово-развлекательный корпус… Все это должно работать и приносить деньги. Пока на стадион будут ходить только раз в две недели на матчи, футбол не станет прибыльным делом. Разве может окупить себя стадион, который используется 20 дней в году?
– Юрий, болельщик «Локомотива», спрашивает: ожидается ли ликвидация остатков Черкизовского рынка на территории Черкизова?
– Сам рынок, который ликвидировали, к нам отношения не имел. Торговый центр рядом с метро – другое дело. Здание морально устарело. Собираемся договориться с арендаторами о совместном строительстве современного центра.
– На самом стадионе «Локомотив» планируются какие-то работы? Например, подогревать трибуны под козырьком теплым воздухом, как на «Сантьяго Бернабеу»?
– Мысль хорошая, и в VIP-ложах мы ее уже реализовали. Но пока ближайшие планы другие. Прежде всего сделать все-таки подземную стоянку на 2000 машин. А то во время матчей на Большой Черкизовской негде припарковаться. Была идея сделать пандус, по которому могли бы подъезжать к VIP-ложам первые лица государства. Вы ведь, наверное, знаете, что на «Локомотив» ни разу не приезжали ни президент, ни премьер-министр. Именно из-за отсутствия нормальных с точки зрения безопасности подъездных путей. Пока эта идея откладывается.
Что касается Малой арены, то там будет играть молодежный состав, «Локомотив-2», детская школа. Плюс дискотеки, концерты, шоу. В общем, стадион будет спортивно-концертной направленности.
– Планов у вас громадье. Отдыхать успеваете?
– За то время, что руковожу клубом, не отдыхал. И даже не понял, в какое время это лучше делать.
– Отдохните после Нового года. Вся страна праздновать будет. Дней семь-восемь можно выкроить…
– Нельзя! В январе трансферное окно в Европе как раз открыто. Нужно продавать игроков, которые нам не подходят, покупать тех, которые нас усилят… Вот вы меня спросите потом: Николай Алексеевич, где Измайлов, где Алиев? А я что вам отвечу? Что отдыхал? Нет, так не пойдет…
АНКЕТА «ЛЮБИМОЕ»:
ГОРОД
Санкт-Петербург
СТРАНА
Россия
БЛЮДО
Плов
НАПИТОК
Вода
ФИЛЬМ
«Белое солнце пустыни»
АКТЕР
Валерий Баринов
КНИГА
«Гонец из Пизы»
ПИСАТЕЛЬ
Михаил Веллер
МУЗЫКА
Шансон
ХОББИ
Рыбалка
МЕСТО ОТДЫХА
Черногория