Столичный «Локомотив» не слишком успешно стартовал в нынешнем сезоне Премьер-лиги: в трех турах команда набрала лишь два очка. Однако состав у «красно-зеленых» такой, что многие эксперты все равно видят в «железнодорожниках» одних из главных претендентов на призовые места.
В отличие от многих конкурентов, «Локомотиву» удалось удержать почти всех своих ведущих легионеров. Остался в клубе и Франсуа Камано. Гвинеец пропустил большую часть прошлого сезона из-за травмы, но сейчас он в строю и готов завоевывать с командой трофеи.
Какие ожидания от стартовавшего сезона? На что рассчитывает «Локомотив»?
Франсуа Камано: Наши задачи неизменны, они несильно поменялись по сравнению с прошлым сезоном — мы рассчитываем на место в тройке призеров. Мы провели хорошую, качественную работу на сборах. Сейчас самое главное — чтобы наши наработки перенеслись на матчи, чтобы начали действовать наши связки, задумки. Не спорю: в первых турах мы набрали не то количество очков, на которое рассчитывали. Хотя с теми же «Пари НН» и «Ростовом» мы доминировали, диктовали свои условия, могли победить. Нам не хватает одной победы. Считаю, что после нее последует успешная серия, мы обретем уверенность.
Многие эксперты говорят, что у «Локомотива» один из сильнейших составов в Премьер-лиге. Согласны?
Франсуа Камано: На бумаге может все так и есть, но надо подтверждать свой уровень на поле. А так нет сомнений, что у нас собрались качественные игроки, просто надо постоянно быть на высоте, работать.
Ставите ли лично перед собой какие-то цели на сезон? Индивидуальная статистика для вас важна?
Франсуа Камано: Конечно, слежу за статистикой. Ситуация чуть усложнилась из-за того, что у меня была травма по ходу прошлого сезона, я пропустил около 3-4 месяцев, выпал из игрового ритма. Сейчас обретаю форму, и, в принципе, доволен тем, как быстро вернулся в обойму после паузы. Стараюсь полностью отдаваться в матчах, приносить максимальную пользу команде. Мне важно быть эффективным, помогать «Локомотиву» своими голами, результативными передачами. Как и команде в целом, мне нужен один гол, один голевой пас, победа, чтобы вновь обрести уверенность, раскрепоститься. И тогда все пойдет.
Вы проводите в «Локомотиве» третий сезон, можете назвать одноклубника, который вас впечатлил больше всех?
Франсуа Камано: На ум приходят несколько игроков, очень сложно кого-то выделить. У нас была фантастическая команда, когда мы выдали серию из 11-12 матчей без поражений. Если возьмем нынешний сезон, то впереди отмечу Вильсона Изидора, который привнес динамики в нашу игру, а на другом фланге очень опасен Керк.
Насколько важно для команды, что остался Дмитрий Баринов?
Франсуа Камано: Баринов — сердце «Локомотива». Он неоспоримый лидер команды, один из ее столбов. Мы очень рады, что Бара с нами, потому что он фактически ведет нашу игру в середине поля, дает нам чувство надежности, ведет нас за собой. Его присутствие на поле придает всем остальным большую уверенность.
Большую часть карьеры вы провели во Франции, в «Бордо». В курсе тех проблем, с которыми столкнулся ваш бывший клуб?
Франсуа Камано: Я внимательно слежу за «Бордо», смотрел практически все их матчи в прошлом сезоне. Очень жаль, что клуб оказался в такой сложной финансовой ситуации. «Бордо» однозначно заслуживает большего. Думаю, когда вся эта история с судебными тяжбами закончится, команда станет еще сильнее. Возможно, эти два шага назад — это тот разбег, который поможет затем мощно ворваться обратно в элиту французского футбола.
Другие матчи чемпионата Франции смотрите, или только с участием «Бордо»?
Франсуа Камано: Стараюсь не пропускать самые важные игры, в которых сражаются топы. И если иногда мне не удается посмотреть матчи «Бордо», я затем читаю в прессе, как все сложилось, что говорят эксперты, журналисты. Для меня это все важно.
Французская лига занимает пятое место в клубном рейтинге УЕФА. «Лига 1» заслуживает большего, или она находится на своей позиции?
Франсуа Камано: Те, кто ведут этот рейтинг, они же берут цифры не на голом месте. Значит есть критерии, определяющие силу того или иного первенства. Могу сказать, что прошлый сезон в чемпионате Франции прошел на высоком уровне: сейчас совсем другой масштаб, команды стали более конкурентноспособными. Все бьются, играют жестко, за матчами интереснее наблюдать. Плюс я бы отметил тот факт, что теперь во Франции намного больше звезд. В том же «ПСЖ» выступают, вероятно, три лучших футболиста мира — Мбаппе, Месси и Неймар. Посмотрим, может по итогам нового сезона «Лига 1» улучшит свои позиции.
Это хорошо для французского чемпионата, что есть несомненный лидер — «ПСЖ», и все остальные?
Франсуа Камано: Не вижу в этом проблемы. Если у клуба есть финансовые возможности покупать звезд — почему бы ему этим не воспользоваться? Конечно, с «ПСЖ» сложно бороться, они берут игроков высочайшего калибра. Может, остальные команды будут лучше проводить скаутинг, будут точнее в своих решениях, чтобы составить конкуренцию парижанам в будущем. Но «ПСЖ» пока всех превосходит, на данный момент их сложно сдвинуть с лидирующих позиций.
Можете сравнить российский и французский чемпионаты?
Франсуа Камано: У каждой лиги есть своя особенность, свои черты. Во Франции физически довольно сложный чемпионат, он атлетичный. Тот же Головин уже полностью адаптировался к «Монако», сейчас у него нет никаких проблем и он на очень хорошем счету во Франции. С физической точки зрения российский чемпионат ничем не отличается от «Лиги 1»: Премьер-лига очень энергозатратный турнир, надо выкладываться в каждом матче. В российском чемпионате нельзя расслабляться ни на минуту, от любой команды можно ожидать чего-то необычного.
Когда вы переходили в «Локомотив», о вас в России мало что знали. Не напрягало это?
Франсуа Камано: Нет, нисколько. Я понимал, что российская публика меня не знает. В целом, я счастлив, как складывается моя карьера, я сейчас в России, в хорошем, сильном клубе. У меня здесь есть мой помощник Андрей, который помогает мне в любой ситуации, отлично знает иностранный язык и очень ответственно подходит к своей работе. Сейчас я сфокусирован на нашем выступлении в Премьер-лиге, и на том, чтобы добиться успеха с «Локомотивом». Я здесь, и я хочу побеждать.
Про вас также писали, что два самых сильных сезона вы провели в «Бордо» с зенитовцем Малкомом. Это так?
Франсуа Камано: Ну с ним не только я играл, а вся наша команда. У нас тогда был успешный сезон, мы в атаке действовали троицей: я, Малком и Лаборд, который сейчас в «Ренне».
С Малкомом связь поддерживаете? Согласны, что он — лучший футболист Премьер-лиги на данный момент?
Франсуа Камано: Да, мы с ним на связи, порой обмениваемся сообщениями. Когда пересекаемся, общаемся. Малком — один из лучших в Премьер-лиге. У него есть все качества, чтобы стать сильнейшим.
Правда ли, что в какой-то момент вами интересовался «Ливерпуль»? И почему не получилось туда перейти?
Франсуа Камано: Не помню, чтобы было предложение от «Ливерпуля», от которого я бы отказался. Это все осталось на уровне слухов.
В Гвинее вы ведь играли в команде «Сателлит», верно? В интернете в профиле клуба написано, что Франсуа Камано — самый известный игрок нашей команды. Так и есть?
Франсуа Камано: «Сателлит» — мой последний клуб в Гвинее, после него я перебрался во Францию. В то время мне пришлось уехать с родительского дома, я поехал в академию «Сент-Мари» в нашей столице Конакри. В той академии я начал свое формирование, обучение. После нее меня пригласили в клуб «Сенакс», где мне сходу удалось пробиться в основной состав, выиграть Кубок страны и стать лучшим игроком сезона. Потом у меня были просмотры в «Ренне», «Вильярреале», я принимал участие в предсезонных сборах этих команд. Вернувшись из Франции и Испании, я подписал контракт с «Сателлитом». Мы закончили чемпионат на втором месте, упустив «золото» в последнем туре. В целом, вспоминаю свой период карьеры на родине с теплотой.
Родители живут в Гвинее?
Франсуа Камано: Да, на постоянной основе. Сейчас решился их вопрос с визой, они приехали в Москву, побудут здесь со мной пару-тройку месяцев. К сожалению, отец не сможет надолго здесь остаться, потому что он преподает в университете, у него есть группа, студенты, которые его ждут. Отец преподает биологию в университете в Конакри, а мать кутюрье была, сейчас не работает.
Тяги к биологии нет?
Франсуа Камано: Не могу сказать, что есть прямо тяга, но благодаря отцу я чуть больше разбираюсь в этой сфере, чем другие. Он что-то мне рассказывал о биологии. Но я всю жизнь хотел быть футболистом. Ну а по окончании карьеры подумаю, где себя попробовать.
А родители не были против увлечения футболом?
Франсуа Камано: Семья никогда не была против, они меня всегда поддерживали. Единственное — в какой-то момент папа с мамой разговаривали со мной, чтобы я следил и за учебой, не забрасывал ее. Родители всегда помогали, я всегда мог на них положиться.
Какая жизнь в Гвинее? В детстве у вас были мячи, которыми вы могли играть, бутсы?
Франсуа Камано: Я часто сталкивался с тем, что у людей есть стереотипы об Африке, что там везде беднота, люди чуть ли не в лесах живут, джунглях, им нечего есть. Думаю, во многих странах в мире такая ситуация: есть более богатые люди, которые живут выше среднего уровня, и те, кто борется с плохими условиями жизни, им едва хватает на пропитание. Что касается лично меня, то в детстве я просил отца во время его поездок в Конакри, чтобы он купил там бутсы, и ему всегда удавалось это сделать. Поэтому не всегда, но у меня были бутсы. Он и мячи находил. Мне в этом отношении повезло.
Помните свою первую зарплату? И на что ее потратили?
Франсуа Камано: Получил ее еще в Гвинее. Затем, уже в «Бастии» получил 5000 евро. И, вернувшись в Гвинею, все деньги потратил на свою семью.
Часто бываете в Гвинее?
Франсуа Камано: С тех пор, как я начал играть во Франции, два раза в год стабильно получается вернуться на родину. Обычно это происходит в декабре, когда зимняя пауза, и в июне, когда отпуск. Более того, когда выпадает шанс сыграть за сборную, с радостью приезжаю в свою страну, встречаюсь с родными, близкими.
Внимание в Гвинее к вам большое? Все же у вас не так много звезд.
Франсуа Камано: Гвинея — футбольная страна, у нас много болельщиков. Видеть игрока, который выступает в сборной, в Европе — это большое счастье для людей. Нас очень тепло приветствуют, болельщики подходят к нам, просят автографы, сфотографироваться. Нам очень приятно такое внимание, мы никому не отказываем в их просьбах. Мне лично это доставляет большое удовольствие — вернуться на родину, пообщаться со знакомыми, которых редко видишь. Я не забываю о своих корнях.
А неловкие ситуации бывают? Когда просят майки, билеты?
Франсуа Камано: Каких-то необычных просьб нет. Майки, билеты — это везде так. Болельщики всегда просят форму, еще чего-то. Я нормально к этому отношусь, хотя чаще хотят просо сфотографироваться.
Если болельщик после игры подойдет и попросит майку — отдадите?
Франсуа Камано: Конечно. Я знаю, что у нас есть какая-то квота маек. Обязательно отдам, если человека знаю — стараюсь всегда решить этот вопрос. А так форма у меня всегда разлетается.
Переводчик Мурат Сасиев: От себя добавлю: каждый раз, когда Камано уезжает в Гвинею, он всегда старается заказывать до 80 маек — больше его в команде никто не просит. Франсуа раздает их как среди болельщиков, так и в академии, в которой он начинал.

Камано раздал форму «Локомотива» игрокам «Сент-Мари» в Гвинеи, в которой начинал свою карьеру
А сами коллекционируете майки?
Франсуа Камано: Не могу сказать, что я отъявленный коллекционер, но стараюсь меняться майками, особенно с теми ребятами, которых знаю. Допустим, за период в «Локомотиве» обменялся с Малкомом, в также в еврокубках с Тома Башичем из «Лацио» и Тома Лемаром из «Атлетико». Но, повторюсь: это нельзя назвать моим хобби.